Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования последствий ДТП, где пострадали водитель, пешеходы, пассажиры, где был поврежден автотранспорт является экспертиза ДТП, которую в различных случаях обыватели разнолико называют то дорожно-транспортной, то дорожной, то автодорожной.

Интересно то, что ни одно из вышеуказанных наименований дорожной экспертизы не является научно-обоснованным и верным наименованием.

Дорожно-транспортная экспертиза (дорожная либо автодорожная экспертиза) в настоящее время остается самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз.

Независимо от того факта, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза приобрела это уникальное наименование более 7 лет назад, подавляющее большинство следователей, адвокатов, юристов, судей назначают в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», обозначая только класс экспертиз, без уточнения конкретного вида экспертного исследования.

В следствии столь абстрактного и общего определения данного исследования, в общей практике довольно таки часто складываются ситуации, когда в офис экспертной организации, где присутствуют бы как «автоэксперты» (такие как — оценщики автомобилей, эксперты в области транспортной трасологии, оценщики ущерба), приходят материалы дела, для исполнения которых требуются специальные познания именно эксперта по исследованию ДТП (дорожно-транспортных происшествий, дорожных знаков, полотна дороги, дорожной разметки).

В таких случаях возникает ситуация, когда дело возвращается в судебные или следственные инстанции без должного исполнения, в результате чего установленные сроки затягиваются по причине грамотности участников следственного процесса.

Цели и задачи дорожно-транспортного исследования:

• ситуация на месте дорожно-транспортного происшествия: участка дороги за пределами дорожного покрытия, состояние проезжей части, обочин;

• состояние дорожного полотна в месте происшествия, наличия уклонов в поперечном и продольном направлении, закруглений;

• возможные условия видимости и обзорности с места водителя;

• установление возможности (невозможности) должного восприятия водителем дорожной ситуации;

• экспертиза технической возможности предотвращения происшествия;

• установление значений коэффициентов и параметров, характеризующих передвижение транспортных средств и прочих участников на месте происшествия: коэффициентов сцепления и сопротивления перемещения транспортных средств и прочих объектов по покрытию автодороги;

Выяснение факторов, непосредственно связанных с обстановкой предшествующей ДТП, способствовавших возникновению происшествия: отсутствие должных дорожных знаков, неблагоустроенность дороги, неверная разметка дорожного покрытия, неправильное расположение дорожных знаков и иные негативные условия обстановки.

При назначении судебной автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы эксперту требуется предоставлять материалы административного, гражданского, уголовного дела, относящиеся к происшествию. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу необходимо знать, что для исследования необходимо глубокое изучение комплекса информации о дорожно-транспортном происшествии.

К слову, в случаях, где важной причиной дорожно-транспортного происшествия являются погодные условия обязательным документом будет справка о погодных условиях из регионального Гидрометеоцентра в момент ДТП.